УП 4 АП вариант 8.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 4 класса
по адаптированной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы №1
на 2024-2025 учебный год

1

Пояснительная записка
к учебному плану
(начальное общее образование)
по адаптированной основной образовательной программе
на 2024-2025 учебный год
Учебный план для 4 класса (ФГОС) разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы для умственно отсталых (с нарушением
интеллекта) детей, заключений психолого-медико-педагогической комиссии и базируется
на основе следующих основных нормативных документов:
 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
(Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» .
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ Жемчужненская СШ № 1 (с последующими изменениями и
дополнениями).
Количество классов: 1
4 класс – 2 обучающихся
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели.
Начало учебных занятий– 08.30 ч.
Продолжительность учебного года: 34 учебных недели.
Продолжительность уроков:40 минут.
Нормативный срок освоения: четыре года.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Изучаемые предметы направлены на обучение детей с особенностями,
свойственными обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, среди которых
тотальное недоразвитие психических функций с системным недоразвитием речи лёгкой и
средней степени тяжести, дисграфия, недоразвитие психосенсорных и психомоторных
процессов. Всем обучающимся рекомендован логопед, дефектолог, психолог.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.

2

Учебный план состоит из следующих предметных областей:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение, Речевая практика);
Математика (Математика);
Естествознание (Мир природы и человека);
Искусство (Музыка, Изобразительное искусство);
Физическая культура (Физическая культура);
Технология (Ручной труд).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ритмика
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется в классе-комплекте.
В предметную область «Язык и речевая практика» входят предметы Русский
язык, Чтение, Речевая практика.
Предмет Русский язык на уровне начального образования направлен на
понимание того, что
язык - это основное средство человеческого общения. У
обучающихся,
освоивших
адаптированную
общеобразовательную
программу,
сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их
способностей и психического развития.
Предмет Чтение формирует у детей общеречевые навыки по развитию слухового
и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности.
Предмет Речевая практика является средством реализации социальных и
воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития.
Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся;
корригирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование
и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных
высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного
предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях
разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить
предметы к некоторым классам.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике
неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях.
Предметная область «Естествознание».
Предмет Мир природы и человека способствует формированию у умственно
отсталых обучающихся младших классов комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребѐнка понимание
3

явлений окружающего мир; накопление опыта безопасного взаимодействия с объектами и
явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.
В предметную область «Искусство» входят предметы: Изобразительное
искусство, Музыка.
Предмет Изобразительное искусство имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают,
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек. Изучается в классе-комплекте (4-5)
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных
видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка. Благодаря развитию технических
средств, музыка стала одним из самых распространѐнных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Изучается в классекомплекте (4-5)
Предметная область «Физическая культура».
Предмет Физическая культура является составной частью всей системы работы с
умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением. Изучается в классе –комплекте (4-8)
Предметная область«Технология».
Предмет Ручной труд в младших классах направлен на воспитание трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, профессиям.
Наряду с этим на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников. В процессе трудового обучения
осуществляется
исправление
недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также
недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Изучается в классекомплекте 4-8)
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Ритмика – в 4 классе (с обучающимися на индивидуальном обучении) по 1 часу в
неделю, способствует общему развитию младших умственно отсталых школьников,
исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы.
Логопедические занятия
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, развитие
лексико-грамматического строя речи, развитие смысловой стороны речи, развитие
связной речи, развитие навыков фонематического анализа и фонематического синтеза.
Курс направлен на коррекцию нарушений письменной речи: сравнение фонематическисходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова;
развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза; дифференциация букв,
имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Дефектологические занятия
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления,
временных, пространственных представлений; расширение общей осведомлённости;
обогащение активного и пассивного словаря; развитие связной речи, мелкой моторики,
графомоторных навыков, счётных операций, вычислительных навыков.
4

Психокоррекционные занятия
В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия
с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы: развитие познавательных процессов, формирование
произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля; развитие
пространственных представлений; стимулирование познавательной активности и учебной
мотивации, умения действовать по индивидуальной и фронтальной инструкции; развитие
психомоторных и психосенсорных процессов, саморегуляции и социальных навыков
Внеурочная деятельность осуществляется с целью развития мелкой моторики и
социализации обучающихся через кружок «Оригами» в классе по адаптированной
основной общеобразовательной программе начального общего образования.

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год

Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в
неделю
4 класс

Обязательная часть
3
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
4
Речевая практика
2
Математика
4
Математика
Мир природы и человека
1
Естествознание
Музыка×
1×
Искусство
Рисование (изобразительное
1×
искусство×
Адаптивная
физическая
3*
Физическая культура
культура*
Ручной труд*
1*
Технологии
Итого
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
1
Ритмика
Логопедические занятия
2
Дефектологические занятия
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Итого
5
Внеурочная деятельность:
1. кружок «Оригами»
1*
2.«Разговоры о важном»*
1*
Итого
2
Всего
27
× в классе- комплекте 4, 5
*в классе- комплекте (4, 5-8)
Не считать к финансированию: Рисование, ручной труд и Внеурочную деятельность.

6

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация во 4 класса проводится в IV четверти текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2024/2025 учебный год.

Предметные области

Язык и речевая практика
Математика

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика

Диктант

Контрольная работа

Естествознание

Мир природы и человека

Искусство

Музыка×
Рисование
искусство×
Адаптивная
культура*
Ручной труд*

Физическая культура
Технология

Количество часов
4

Тест

(изобразительное
физическая

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».