УП 5-9 АП вариант 8.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 01.09.2025 г. №148-о

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 5-9 классов
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской средней школы №1
на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
по адаптированной образовательной программе
для 5-9 классов на 2025-2026 учебный год
(основное общее образование)
Учебный план по адаптированной образовательной программе на 2025-2026
учебный год разработан в соответствии с требованиями нормативных документов:
1.
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2.
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
(Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850).
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. №
29/2065 - н «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии».
Учебный план для 5 - 9 классов (ФГОС) разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы для умственно отсталых (с нарушением
интеллекта) детей, составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии, и
включает общеобразовательные
предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с
нарушением интеллекта, тотальным недоразвитием психических функций с системным
недоразвитием речи лёгкой степени. На основании заключений ПМПК в учебный план
введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные коррекционные
занятия.
Количество классов-комплектов: всего – 1
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели в одну смену.
Начало учебных занятий – 08.30 ч.
Продолжительность учебного года: 33 учебных недели.
Продолжительность уроков: 40 минут.
Учебный план состоит из предметных областей и учебных предметов для 5-9
классов (ФГОС) который составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии. На основании заключений ПМПК в учебный
план введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные
коррекционные занятия.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Для 5-9 классов в учебный план введены предметные области:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение);

Математика и информатика (Математика, Информатика);
Естествознание (Природоведение, Биология, География);
Человек и общество (Мир истории, История Отечества, Основы социальной
жизни);
Искусство (Музыка, Рисование (изобразительное искусство);
Физическая культура (Адаптивная физическая культура);
Технология (Профильный труд).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется в классе-комплекте (5-9)
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Русский язык, Чтение.
Предмет Русский язык на уровне основного общего образования направлен на
различение звуков и букв, характеристику гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с
изученными орфограммами ; дифференциация и подбор слов различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов); составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак). Изучается в классе-комплекте 5-9 по 4 часа
в неделю.
Предмет Чтение формирует у детей обще-речевые навыки по развитию слухового
и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности и направлено на осознанное и правильное
чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного
текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий; выразительное чтение наизусть коротких стихотворений. Изучается в классекомплекте 5-9 по 4 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике
неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях. Изучается 3 часа в неделю в классе-комплекте 5-9
и 1 час в классе-комплекте 5-6.
Предмет Информатика, формирует представления, знания и умения, необходимые
для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Знакомит с
приемами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения
учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.
Кроме того, способствует коррекции и развитию познавательной деятельности и
личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Изучается 1 час в неделю в
классе-комплекте 7-9.

Предметная область «Естествознание».
В 5-6 классах данная предметная область представлена учебным предметом
Природоведение, который проводится 1 час в неделю. Изучение направлено на
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение
изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые) и т.д.
Предмет Биология изучается 1 час в неделю в классе-комплекте 7 – 9. Предмет
позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического,
трудового и полового воспитания обучающихся и подростков. Знакомит с разнообразием
растительного и животного мира и воспитывает у обучающихся чувство любви к природе
и ответственности за ее сохранность. Предмет предполагает ведение наблюдений,
организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий - все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно
осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность,
корригировать мышление и речь.
Предмет География изучается в классе-комплекте 6-9 1 час в неделю. Предмет
направлен на формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение
расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по
карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Предметная область «Человек и общество»
Предмет Мир истории изучается в 6 классе 1 час в неделю. Позволяет на
конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и
человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта,
коррекции и развития высших психических функций.
Предмет История Отечества изучается 1 час в неделю в классе-комплекте 7-9.
Играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской
позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основы социальной жизни изучается в классе-комплекте 5-9 по 1 часу в
неделю. Обучающиеся получают представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных
видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических
требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники
безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого.
В предметную область «Искусство» входят предметы: Музыка, Рисование
(изобразительное искусство).
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм

учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных
видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка. Благодаря развитию технических
средств, музыка стала одним из самых распространѐнных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Изучается в 5 классе 1 час в
неделю.
Предмет Рисование (изобразительное искусство) имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают, существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого
ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изучается в 5 классе 2
часа.
Предметная область «Физическая культура».
Предмет Адаптивная физическая культура является составной частью всей
системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание
рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Изучается в классе-комплекте 5-9
2 часа в неделю.
Предметная область «Технология»
Профильный труд изучается в классе-комплекте 5-9 для 5-6 классов по 6
часов в неделю, комплекте 7-9 для 7-9 классов по 7 часов в неделю. Обучающиеся
изучают названия некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах
используемых материалов; знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами; отбор (с помощью учителя)
материалов и инструментов, необходимых для работы; представления о принципах
действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения
швейной машины); представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; владение
базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных
технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.). Предусмотрена
трудовая практика как промежуточная аттестация в ІV четверти текущего учебного
года в объёме 10 дней.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия для 5-8 классов по 2 часа в неделю.
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
формирование грамматического строя речи, связной речи, лексико-грамматического строя
речи; устранение недостатков письменной речи, развитие словарного запаса, развитие
фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза, формирование
анализа звукового состава слова, развитие лексико-грамматического строя речи,
формирование слоговой структуры слова, развитие смысловой стороны речи, развитие
навыков фонематического анализа и фонематического синтеза; обогащение словарного
запаса; коррекция звукопроизношения. Курс направлен на коррекцию нарушений
письменной речи: сравнение фонематически-сходных звуков, анализ структуры
предложения, звуко-слоговой структуры слова; развитие зрительно-пространственного
анализа и синтеза; дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Дефектологические занятия для 5-9 классов по 2 часа в неделю.
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
общее развитие познавательной деятельности, математических представлений, общей
осведомлённости;
формирование
пространственно-временных
представлений,
обогащение активного и пассивного словаря, формирование счётных операций,
вычислительных навыков; развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики и
графомоторных навыков, речи; помощь в усвоении образовательной программы.

Психокоррекционные занятия для 5-9 классов по 1 часу в неделю.
В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия
с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы: занятия на развитие познавательной сферы
(познавательных и мыслительных процессов), уровня учебной мотивации, эмоциональноличностных особенностей и развитие эмоционально-волевых усилий;
занятияна
психомоторные и
сенсорные процессы; формирование произвольной регуляции
деятельности, пространственных представлений; функций программирования и контроля;
расширение общей осведомлённости; формирование позитивной самооценки,
уверенности в себе; развитие навыков саморегуляции и социальных навыков;
стимулирование познавательной активности и учебной мотивации; развитие умения
действовать по индивидуальной и фронтальной инструкции, слухоречевого внимания.
Внеурочная деятельность осуществляется с целью развития мелкой моторики и
социализации обучающихся через кружковую работу совместно с обучающимися по
основной общеобразовательной программе как начального, так и основного общего
образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметная область

Учебный предмет
5 класс
Обязательная часть

Количество часов в неделю
6 класс
7 класс
8 класс

Русский язык*
4
Чтение*
4
Математика и информатика
Математика*
3
Математика**
1
Информатика***
Естествознание
Природоведение**
1
Биология***
География×
1
Человек и общество
Мир истории
1
История Отечества***
Основы социальной жизни*
1
Искусство
Музыка
1
Рисование (изобразительное
2
искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая
2
культура*
Технология
Профильный труд*
6
Профильный труд××
ИТОГО
25
24
25
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия**
2
Дефектологические занятия*
2
Психокоррекционные занятия**
1
Психокоррекционные занятия***
Итого коррекционные занятия
5
5
5
Внеурочная деятельность:

9 класс

Язык и речевая практика

1
1

1

1
25

25

-

1
5

3

1. Кружок «Работа с нитью»**
2. «Разговоры о важном»*
3. «Россия – мои горизонты»

1
1
ИТОГО
ВСЕГО

*в классе-комплекте 5 – 9
**в классе-комплекте 5 – 6
***в классе-комплекте 7 – 9
×в классе-комплекте 6 – 9
××в классе-комплекте 7 – 9

2
32

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

33

31

3
32

33

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится в апреле – мае текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2025/2026 учебный год.
Перечень предметов для проведения
промежуточной аттестации в 2025-2026 учебном году
Общеобразовательные
области
Чтение
Русский язык

Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
История Отечества
Основы социальной
жизни
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая культура
Профильный труд

Число учебных часов в неделю
5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с
текстом
Контрольное
списывание с
грамматич.
заданием
К/работа
Тест
-

Работа с
текстом

Работа с
текстом

Работа с
текстом

Работа с
текстом

Диктант с
грамматич.
заданием

Диктант с
грамматич.
заданием

Диктант с
грамматич.
заданием

Диктант с
грамматич.
заданием

К/работа
Тест
Тест
Тест
-

К/работа
Тест
Тест
Тест
Тест

К/работа
Тест
Тест
Тест
Тест

К/работа
Тест
Тест
Тест
Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

-

-

-

-

Практическая
работа

-

-

-

-

Зачёт

Зачёт

Зачёт

Зачёт

Зачёт

Трудовая практика
10 дней


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».