УП 1-2 АП вариант 8.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 01.09.2025 г. №148-о

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 1-2 классов
по адаптированной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской средней школы №1
на 2025-2026 учебный год

1

Пояснительная записка
к учебному плану
(начальное общее образование)
по адаптированной основной образовательной программе
на 2025-2026 учебный год
Учебный план для 1-2 классов (ФГОС) разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы для умственно отсталых (с нарушением
интеллекта) детей, заключений психолого-медико-педагогической комиссии и базируется
на основе следующих основных нормативных документов:
 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
(Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» .
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ Жемчужненская СШ № 1 (с последующими изменениями и
дополнениями).
Количество классов: 1
1 класс – 1 обучающийся
2 класс – 1 обучающийся
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели.
Начало учебных занятий– 08.30 ч.
Продолжительность учебного года: 33 недели в 1 классе, 34 учебных недели во 2
классе.
Продолжительность уроков: 40 минут.
Нормативный срок освоения: четыре года.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Изучаемые предметы направлены на обучение детей с особенностями,
свойственными обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, среди которых
тотальное недоразвитие психических функций с системным недоразвитием речи лёгкой и
средней степени тяжести, дисграфия, недоразвитие психосенсорных и психомоторных
процессов. Всем обучающимся рекомендован логопед, дефектолог, психолог.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.

2

Учебный план состоит из следующих предметных областей:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение, Речевая практика);
Математика (Математика);
Естествознание (Мир природы и человека);
Искусство (Музыка, рисование (изобразительное искусство);
Физическая культура (Адаптивная физическая культура);
Технология (Ручной труд).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
В предметную область «Язык и речевая практика» входят предметы Русский
язык, Чтение, Речевая практика.
Предмет Русский язык на уровне начального образования направлен на
понимание того, что
язык - это основное средство человеческого общения. У
обучающихся,
освоивших
адаптированную
общеобразовательную
программу,
сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их
способностей и психического развития.
Предмет Чтение формирует у детей общеречевые навыки по развитию слухового
и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности.
Предмет Речевая практика является средством реализации социальных и
воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития.
Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся;
корригирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование
и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных
высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного
предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях
разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить
предметы к некоторым классам.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике
неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях.
Предметная область «Естествознание».
Предмет Мир природы и человека способствует формированию у умственно
отсталых обучающихся младших классов комплекса представлений и умений,
обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребѐнка понимание
явлений окружающего мир; накопление опыта безопасного взаимодействия с объектами и
явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению.

3

В предметную область «Искусство» входят предметы: Музыка и Рисование
(изобразительное искусство).
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных
видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка.
Предмет Рисование (изобразительное искусство) имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают, существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого
ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Предметная область «Физическая культура».
Предмет Адаптивная физическая культура является составной частью всей
системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание
рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Предметная область«Технология».
Предмет Ручной труд в младших классах направлен на воспитание трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда, профессиям.
Наряду с этим на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников. В процессе трудового обучения
осуществляется
исправление
недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также
недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, развитие
лексико-грамматического строя речи, развитие смысловой стороны речи, развитие
связной речи, развитие навыков фонематического анализа и фонематического синтеза.
Курс направлен на коррекцию нарушений письменной речи: сравнение фонематическисходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова;
развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Дефектологические занятия
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
общее развитие познавательной деятельности, математических представлений, общей
осведомлённости;
формирование
пространственно-временных
представлений,
обогащение активного и пассивного словаря, формирование счётных операций,
вычислительных навыков.
Ритмика – способствует общему развитию младших умственно отсталых
школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
В ходе занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися,
направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные
направления работы: развитие познавательных процессов, формирование произвольной
регуляции деятельности, функций программирования и контроля; развитие
пространственных представлений; стимулирование познавательной активности и учебной
мотивации, умения действовать по индивидуальной и фронтальной инструкции.
4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2025-2026 учебный год
Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю
1 клас
2 класс

Обязательная часть
Язык и речевая практика

Русский язык
Чтение

3
3
1

Математика

Речевая практика
Математика

2
3

Естествознание

Мир природы и человека

1

1
1
Искусство
Физическая культура
Технология

Музыка×
Рисование (изобразительное искусство)×
Адаптивная физическая культура*
Ручной труд*

1
ВСЕГО
19
Часть, учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
Логопедические занятия
Коррекционные курсы
Дефектологические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность «Разговоры о важном»*
«Работа с нитью»*
«Оригами» **
ИТОГО
6
ВСЕГО
25
×в классе-комплекте 1,2,5
*в классе-комплекте 1,2,5-9
**в классе-комплекте 1-2

1
1
2
1
19
2
1
1
2
1
1
1
6
25
5

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 2 классе проводится в IV четверти текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2025/2026 учебный год.
Предметные области

Язык и речевая практика
Математика

Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

Количество часов
1 класс
2 класс
Контрольное
списывание
Работа с
текстом
К/работа
К/работа
Тест
Тест
Практическая
работа
Зачет
Практика

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».