Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 01.09.2025 г. №148-о
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащейся 9 класса
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской средней школы №1
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану учащейся 9 класса (вариант 7.1)
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
Учебный план для учащейся 9 класса разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития и базируется на основе следующих основных
нормативных документов:
− Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающегося с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она
обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные
предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном
этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для
обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования.
2
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
− увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
− введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников
образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
− другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими
требованиями.
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется в рамках
внеурочной деятельности. Она представлена занятиями психокоррекционной
направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в психическом и
психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционных курсов, их количественное соотношение определяется
Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия могут
проводиться в индивидуальной и/или групповой форме.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена двумя
предметами: русский язык и литература.
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать
тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о
ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни. Изучается 2 часа в неделю индивидуально.
Учебный предмет «Литература» направлен на получение обучающимися с ЗПР
знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение
общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений,
выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на
образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом
внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и
литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и
интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и
этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и
представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную
культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках
литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в
области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой
3
сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями и принятыми правилами и нормами. Изучается 1 час в неделю в классекомплекте (с другим индивидуальником).
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Английский язык».
Изучение английского языка направлено на формирование коммуникативной
культуры обучающихся, осознание роли английского языка как инструмента
межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому
развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию
чувств и эмоций. Для обучающегося с ЗПР владение английским языком открывает
дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной
деятельности, интеграции в обществе. В результате изучения курса иностранного языка у
обучающегося с ЗПР формируются начальные навыки общения на иностранном языке,
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека в поликультурном мире. Изучается 1 час в неделю в классекомплекте (с другим индивидуальником).
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными
предметами «Математика» и «Информатика».
Учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия» способствуют развитию
вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться
алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной
жизни обучающихся с ЗПР. Учебные предметы развивают мышление, пространственное
воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах.
Обучение алгебре и геометрии даёт возможность развивать у обучающихся с ЗПР
точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного
их представления. Алгебра изучается 2 часа в неделю. Геометрия изучается 1 час в
неделю. Занятия проходят индивидуально.
Учебный предмет «Вероятность и статистика» развивает мышление,
пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах. Изучается
1 час в неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Предмет Информатика, формирует представления, знания и умения, необходимые
для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Знакомит с
приемами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения
учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.
Кроме того, способствует коррекции и развитию познавательной деятельности и
личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Изучается 1 час в неделю в
классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
учебными предметами «История», «Обществознание», «География».
Учебный предмет «История» способствует формированию систематизированных
знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР
при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Предмет способствует формированию сферы жизненной компетенции обучающихся с
ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и
традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм
ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Расширение
исторических знаний обучающихся с ЗПР сочетается с воспитанием ценностных
ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться своей Родиной,
4
проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, истории и традициям народов других государств. Изучается 1
час в неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником)..
Учебный
предмет
«Обществознание»
обеспечивает
формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений. Изучается 1 час в неделю в
классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Учебный предмет «География» обеспечивает формирование картографической
грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное
мировоззрение,
освоение
общенаучных
методов
(наблюдение,
измерение,
моделирование). Предмет «География» направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о
целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении
представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием
природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать
эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного
предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе,
создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и
формирования российской гражданской идентичности личности. Изучается 1 час в
неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником)..
Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена учебными
предметами «Биология», «Химия», «Физика»
Предмет Биология направлен на развитие у обучающихся ценностного отношения
к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных,
гражданских, коммуникационных, информационных компетенций, способствует
формированию у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний. Изучается по 1 часу в неделю в классе-комплекте (с
другим индивидуальником)..
Предмет Химия направлен на формирование научного мировоззрения: ученики
осваивают общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование).
Развитие пространственного воображения. Также предмет помогает формировать
функциональную грамотность и умение воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах. Усвоение основ химических знаний,
необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения
образования. Воспитание экологической культуры. Ученики приобретают опыт
экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.
Изучается по 1 часу в неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Предмет Физика направлен на овладение системой физических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования. Интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
5
мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способность к преодолению трудностей. Воспитание культуры личности, отношения к
физике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для
научно-технического
прогресса.
Развитие
пространственного
воображения,
функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах. Усвоение основ физических знаний,
необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, формирование экологической культуры. Изучается
по 1 часу в неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)».
Целью освоения учебного предмета «Труд (технология)» обучающимися с
задержкой психического развития является формирование самостоятельности,
расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые
помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой
деятельности. Изучается 0,5 часа в неделю в классе-комплекте (с другим
индивидуальником)..
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Адаптивная физическая
культура» и «Основы безопаснояти и защиты Родины».
Цель реализации программы по предмету «Адаптивная физическая культура» –
обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым уровнем подготовки в
области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности
обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма,
необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся. Изучается 1 час в
неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Предмет Основы безопасности и защиты Родины является системообразующим
учебным предметом, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку
и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в
области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности,
исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего
комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а
также
актуализировать
для
обучающихся
построение
адекватной
модели
индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них
базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности. Изучается 0,5 часа в
неделю в классе-комплекте (с другим индивидуальником).
Коррекционно-развивающая область учебного плана представлена курсами:
«Психокоррекционные занятия (психологические)» и «Психокоррекционные занятия
(дефектологические)»
Программа курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и социальных
компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Цель курса – развитие и
коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной
сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Изучается 1,5 часа в
неделю.
Цель курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» –
преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция
и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование
6
умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения
программного материала. В процессе коррекционно-развивающих занятий
у
обучающегося с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические
действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются
метапредметные
способы
учебно-познавательной
деятельности,
развиваются
общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного
материала. Изучается 1,5 часа в неделю.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающихся с ЗПР подросткового возраста с учетом их особых образовательных
потребностей и намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная
организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся с ЗПР, их особые
образовательные потребности, интересы. К выбору направлений внеурочной деятельности
и их организации привлекаются родители как законные участники образовательных
отношений.
Выбор форм организации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР
подчиняется следующим требованиям:
▪ преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося с ЗПР в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
▪ учет специфики познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с
ЗПР, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;
▪ использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формы организации внеурочной деятельности: факультативы, художественные и
музыкальные студии, соревновательные мероприятия, спортивные секции, экскурсии,
общественно полезные практики и др.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
обучающихся с ЗПР в части создания условий для развития их творческих интересов,
расширения опыта социализации.
Социальное направление реализуется через кружок «Россия – мои горизонты», 1
час в неделю. Цель – профессиональное ориентирование. Задачи программы - развивать
творческое мышление; формировать универсальные способы мыследеятельности,
мышления, внимания, воображения, логики; развивать навыки групповой работы;
воспитывать целеустремленность, самообладание, бережное отношение ко времени.
Направление
“Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности” реализуется через еженедельный
классный час «Разговоры о важном» - 1 час в неделю. Цель программы - создание
условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения,
совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности,
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34
недели.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут.
7
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по адаптированной программе учащейся 9 класса (вариант 7.1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Индивидуально
В классе
Обязательная часть
Русский язык
2
Литература`
1
Английский язык`
1
Алгебра
2
Геометрия
1
Вероятность и статистика`
1
Информатика`
1
История`
1
Обществознание`
1
География`
1
Биология`
1
Химия`
1
Физика`
1
Труд (технология)`
0,5
Адаптивная физическая культура`
1
Основы безопасности и защиты Родины`
0,5
ИТОГО
5
12
Часть, учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающая область:
Психокоррекционные занятия (психологические)
1,5
Психокоррекционные занятия (дефектологические)
1,5
3
ВСЕГО
Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном»``
1
«Россия – мои горизонты»``
1
ИТОГО
2
ВСЕГО
8
14
`в классе-комплекте (с другим индивидуальником); ``в 9 классе (ФОП ООО)
Количество часов в неделю
3
1
5
3
3
0,5
1,5
17
1,5
1,5
3
2
2
22
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 9 классе проводится в IV четверти 9 текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2025/2026 учебный год.
Перечень предметов для проведения промежуточной аттестации
в 2025-2026 учебном году
Предмет
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Химия
Физика
Труд (технология)
Адаптивная физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Формы промежуточной
аттестации
Диагностическая работа
Тест
К/работа
Диагностическая работа
Тест
К/работа
К/работа
Тест
Тест
Тест
Тест
Проектная работа
Зачет
Тест