Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 01.09.2025 г. №148-о
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащегося 8 класса
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской средней школы№1
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
к индивидуальному учебному плану
(с частичным посещением школы)
учащегося 8 класса
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
Индивидуальный Учебный план для 8 класса (ФГОС, 1 вариант) разработан на
основе адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых
(с нарушением интеллекта)детей и базируется на основе следующих основных
нормативных документов:
 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
(Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного
плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей и
учебное время, отводимое на их изучение.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, чтение);
Математика и информатика (Математика, информатика);
Естествознание (Биология);
Человек и общество (Основы социальной жизни, история Отечества, география);
Физическая культура (Адаптивная физическая культура);
Технология (Профильный труд);
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется как индивидуально, так и в классе-комплекте.
Совместное обучение осуществляется на предметах: информатика, биология, основы
социальной жизни, история Отечества, география, адаптивная физическая культура,
профильный труд.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Предмет Русский язык на уровне основного образования направлен на знание
отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с
опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым
значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме
орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового
или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций
предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в
словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных
членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте
однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя). Изучается по 4 часа в неделю индивидуально.
Предмет «Чтение» формирует правильное, осознанное чтение в темпе,
приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки); определение темы произведения (под руководством
учителя); ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения
своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; пересказ текста по
частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор
заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление
последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Изучается по
4 часа в неделю индивидуально.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных
предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения
математике неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль. Изучение предмета направлено на знание
числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в
пределах 100 000; знание таблицы сложения однозначных чисел; знание табличных
случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение
арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения,
алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие
случаи); знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков
(цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; знание названий,
обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины,
массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении
величин. Изучается по 3 часа в неделю индивидуально.
Предмет Информатика, формирует представления, знания и умения,
необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомит с приемами работы с компьютером и другими средствами икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских
и профессиональных задач. Кроме того, способствует коррекции и развитию
познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных
возможностей. Изучается по 1 часу в неделю в классе-комплекте 8.
Предметная область «Естествознание»
Предмет Биология направлен на узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли
в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –
лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной
гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога. Изучается 1 час в неделю в классе-комплекте 8.
Предметная область «Человек и общество»
Предмет Основы социальной жизни
На данных уроках обучающийся получит представления о разных группах
продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к
различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о
санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение
требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов
одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в
повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под
руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их
назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий
торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров
под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного
бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил
поведения в общественных местах. Предмет изучается 1 часу в неделю в классекомплекте 8.
Предмет История Отечества направлен на овладение обучающимися знаниями
о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у
обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разных исторических
эпохах; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии
общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий,
знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование
интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и
самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности; коррекцию и развитие
познавательных психических процессов. Изучается 1 час в неделю в классекомплекте 8.
Предмет География направлен
на формирование представление об
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран. Владение
приемами элементарного чтения географической карты, декодирование условных
знаков карты, определение направлений на карте, определение расстояние на карте при
помощи масштаба, умение описывать географический объект по карте, а также
развивать умение адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Изучается 1
час в неделю в классе-комплекте 8.
Предметная область «Физическая культура»
Предмет Адаптивная физическая культура является составной частью всей
системы работы с умственно отсталыми учащимися. Направлен на усвоение знаний о
физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья; демонстрацию правильной осанки; видов
стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на
контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в
движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений
для укрепления мышечного корсета; понимание влияния физических упражнений на
физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование занятий
физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); демонстрацию
жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела)
(под руководством учителя); выполнение технических действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой и учебной деятельности Изучается 0,5 часа в неделю
в классе-комплекте 5-9.
Предметная область «Технология»
Предмет Профильный труд в основной школе направлен на знание названий
некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в
быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах используемых
материалов; знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами; отбор (с помощью учителя) материалов
и инструментов, необходимых для работы; представления о принципах действия,
общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой
современной машины: швейной машины); представления о правилах безопасной
работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы; владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье,
пиление, строгание и т. д.). Изучается 7 часов в неделю в классе-комплекте 5-9.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия- 2 часа. На логопедических занятиях работа
проводится в следующих направлениях: исправление дефектов звукопроизношения;
развитие фонематического слуха; формирование слоговой структуры слова; развитие
лексико-грамматического строя речи; развитие смысловой стороны речи, связной речи,
соответствующей
уровню интеллектуального развития; развитие навыков
фонематического анализа и фонематического синтеза.
Дефектологические занятия- 2 часа. Направлены на развитие познавательных
процессов: внимания, памяти, мышления; развитие временных, пространственных
представлений; расширение общей осведомлённости, обогащение активного и
пассивного словаря; развитие связной речи, мелкой моторики и графомоторных
навыков; развитие счётных операций, вычислительных навыков; помощь в усвоении
образовательной программы
Психокоррекционные занятия– 1 час. Направлены на развитие
познавательных процессов; формирование произвольной регуляции деятельности,
функций программирования и контроля; развитие временных и пространственных
представлений; расширение общей осведомлённости; стимулирование познавательной
активности и учебной мотивации; развитие умения действовать по индивидуальной и
фронтальной инструкции; развитие слухоречевого внимания; гармонизация
психоэмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков.
Внеурочная деятельность осуществляется по Плану внеурочной деятельности
(основное общее образование). В целях социализации учащихся посещение внеурочной
деятельности совместно с учащимися основной школы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(с частичным посещением школы)
по адаптированной программе учащегося 8 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Учебный предмет
Количество часов в неделю
Количество часов в неделю
Индивидуально
В классе
Обязательная часть
Язык и речевая практика Русский язык
4
8
Чтение
4
Математика и
Математика
3
4
информатика
Информатика#
1
Естествознание
Биология#
1
1
Человек и общество
Основы социальной жизни#
1
3
История Отечества#
1
География#
1
Физическая культура
Адаптивная физическая культура*
0,5*
0,5
Технология
Профильный труд*
7*
7
ИТОГО
11
12,5
23,5
Часть, учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
2
2
Дефектологические занятия
2
2
Психокоррекционные занятия
1
1
5
5
ВСЕГО
Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном»*
1
2
«Работа с нитью»*
1
ИТОГО
2
2
ВСЕГО
16
14,5
30,5
*в классе-комплекте 5 – 9;
#в классе-комплекте 8
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 8 классе проводится в апреле – мае текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2025/2026 учебный год.
Перечень предметов для проведения промежуточной аттестации
в 2025-2026 учебном году
Предметные области
Язык и речевая
практика
Математика и
информатика
Естествознание
Человек и общество
Физическая культура
Технологии
Учебные предметы
Русский язык
Чтение
Математика
Информатика
Биология
Основы социальной жизни
История Отечества
География
Адаптивная физическая
культура
Профильный труд
Формы промежуточной
аттестации
Контрольное списывание с
грамматическим заданием
Устное собеседование
Контрольная работа
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Зачет
Тест