ИУП 3 вариант 4.2 И

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 01.09.2025 г. №148-о

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащейся 3 класса
по адаптированной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской средней школы №1
на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану
учащейся 3 класса с ОВЗ (вариант 4.2)
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
(с частичным посещением школы)
Учебный план для 3 класса разработан на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся (2 вариант) и базируется на основе следующих основных нормативных
документов:
 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план для слабовидящих обучающихся МБОУ Жемчужненская СШ №1
составлен на основе примерного учебного плана с учетом специфики Республики
Хакасия, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей
(законных представителей).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов, обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык,
литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир (человек,
природа, общество), музыка, изобразительное искусство, технология (труд).
Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение», корректируется в рамках предметной области «Русский язык и
литература» с учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, включает:

 внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких кружков, как
«Разговоры о важном» и «Юный эрудит»»;
 коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой
направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и
профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия,
социально-бытовую
ориентировку,
развитие
коммуникативной
деятельности,
пространственную ориентировку и индивидуальные коррекционные занятия, которые
являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения на ступени НОО).
Обучение осуществляется как индивидуально, так и в классе-комплекте.
Совместное обучение осуществляется на предметах: музыка, изобразительное искусство,
технология (труд).
Предметная область «Русский язык и литература».
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» слабовидящие
обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры. У них будут формироваться первоначальные
представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самопознания; позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию.
Русский язык и родной язык станут средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения предмета у слабовидящих обучающихся будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному
языкам и способам решения новой языковой задачи. Обучающиеся овладеют
первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка, о нормах и
правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач. Слабовидящие обучающиеся овладеют навыком безнаклонного
письма. Изучается 3 часа в неделю.
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» у
слабовидящих обучающихся сформируются представления о мире, российской истории и
культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зля,
нравственности. Обучающиеся будут учиться осознанно воспринимать художественную
литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения.
Обучающиеся научатся составлять несложные монологические высказывания о
произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты с элементами рассуждения и описания. Слабовидящие
научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

В результате изучения учебного предмета у слабовидящих повысится уровень
речевого развития, они научатся использовать речь как средство компенсации нарушений
развития. Изучается 3 часа в неделю.
Предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого сформируются
универсальные учебные познавательные действия; Обучающиеся овладеют умением
определять признаки языковых единиц иностранного языка, применять изученные
правила, языковые модели, алгоритмы; определять и использовать словообразовательные
элементы; классифицировать языковые единицы иностранного языка; проводить аналогии
и устанавливать различия между языковыми средствами родного и иностранных языков;
различать и использовать языковые единицы разного уровня (морфемы, слова,
словосочетания, предложение); определять типы высказываний на иностранном языке;
использовать информацию, представленную в схемах, таблицах при построении
собственных устных и письменных высказываний. Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Математика и информатика».
В результате изучения учебного предмета «Математика» слабовидящие
обучающиеся приобретут первоначальный опыт применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, использования
математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и
пространственных отношений. Обучающиеся овладеют умением выполнять устные и
письменные действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
Они овладеют умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие
алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками. Слабовидящие обучающиеся
овладевают пространственными представлениями, обеспечивающими освоение
математических понятий, умений производить чертежно-измерительные действия.
Обучающиеся приобретут навыки работы с раздаточным материалом, восприятия
сенсорных эталонов формы, величины и цвета, разовьют чувство ритма, координацию
движений, способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения
арифметических действий. Обучающиеся овладеют навыками ориентировки в
микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске).
Изучается 3 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа,
общество)»
слабовидящие
обучающиеся
получат
возможность
расширить,
систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Они освоят основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного
поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде. Обучающиеся овладеют компенсаторными умениями и
навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения; освоят
доступные способы изучения природы и общества, овладеют умениями и навыками
установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство» и изучается по 1 часу в неделю. Развивает способности
к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.

В результате изучения учебного предмета «Музыка» у слабовидящих обучающихся
будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное
восприятие. У слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные
представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном
развитии человека. Обучающиеся овладеют основами музыкальной культуры (в том числе
на материале музыкальной культуры родного края), у них будет развиваться
художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Они научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению.
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» у
слабовидящих обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли
изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Обучающиеся овладеют основами художественной культуры (в том числе на материале
художественной культуры родного края), у них будет развиваться эстетическое
отношение к миру. Слабовидящие обучающиеся научатся понимать красоту как ценность.
Они овладеют элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах
художественной деятельности. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие,
внимание, память, зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве и
возможность творческого самовыражения.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология
(труд)». В результате изучения этого учебного предмета у слабовидящих обучающихся
будут формироваться первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества. У них будет формироваться положительное
отношение к труду и его значению в жизни человека. Слабовидящие обучающиеся
приобретут навыки самообслуживания, овладеют технологическими приемами ручной
обработки материалов, усвоят правила техники безопасности. Предмет изучается по 1
часу в неделю.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Ритмика– 0,5 часа. Слабовидящие обучающиеся осознают значимость ритмичных
движений для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития. У них будет
развиваться чувство ритма, музыкально-ритмическая память, двигательная активность,
координация движений, двигательные умения и навыки как необходимое условия для
уверенного владения своим телом. У них будет формироваться понимание связи
движений с музыкой.
Адаптивная физическая культура– 0,5 часа. Слабовидящие обучающиеся
овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими
преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут
развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения,
совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся
овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья, в
том числе охрану нарушенного зрения. У них будут совершенствоваться основные
физические качества, формироваться правильная осанка и походка. На занятиях АФК
будут способствовать коррекции навязчивых стереотипных движений. У обучающихся
будут формироваться навыки свободного безбоязненного передвижения в пространстве,
развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования
физического развития средствами физической культуры.

Развитие зрительного восприятия– 1 час. Слабовидящие обучающиеся осознают
значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Они научатся
рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и
повседневной жизни, научатся использовать полисенсорные способы чувственного
познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Обучающиеся получат
возможность узнать о роли зрения в жизни человека, освоить приёмы его охраны. У
обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его механизмы и свойства
(объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность,
категоризация и др.).
Слабовидящие обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационнопознавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения
зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию,
соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних
признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет
развиваться зрительная работоспособность.
Социально-бытовая ориентировка– 0,5 часа. У слабовидящих обучающихся
будут формироваться первоначальные и адекватные представления о бытовой и
социальной сфере окружающей действительности. Обучающиеся овладеют знаниями о
личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах,
позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре
поведения в различных социально-бытовых ситуациях. У них будут развиваться
социально-бытовые умения и навыки, необходимые для полноценной самостоятельной
жизни. Обучающиеся получат сведения об окружающих их предметах, о
взаимоотношениях с людьми, которые помогут им сформировать собственную позицию в
жизни, расширят кругозор.
Развитие коммуникативной деятельности– 0,5 часа. Слабовидящие
обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего
развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств
общения. У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления
контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях;
формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные
средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет
развиваться межличностная система координат «слабовидящий – нормально видящий».
Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в
речи. У них сформируется положительная самооценка.
Пространственная ориентировка– 1 час. Слабовидящие обучающиеся овладеют
специальными знаниями, умениями и навыками самостоятельной ориентировки в
замкнутом и свободном пространстве. У них будут формироваться, обогащаться,
расширяться представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Они
научатся использовать сохранные анализаторы при ориентировке. У них будут
формироваться потребность в самостоятельной ориентировке. Обучающиеся овладеют
приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Индивидуальные коррекционные занятия– 1 час. Занятия направлены на
развитие познавательных процессов; формирование произвольной регуляции
деятельности, функций программирования и контроля; развитие временных и

пространственных представлений; стимулирование познавательной активности и учебной
мотивации, развитие слухоречевого внимания.
Внеурочная деятельность осуществляется по Учебному плану (начальное общее
образование). В целях социализации учащихся посещение внеурочной деятельности
совместно с учащимися начальной школы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(с частичным посещением школы)
по адаптированной основной общеобразовательной программе
учащейся 3 класса с ОВЗ (вариант 4.2)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2025-2026 учебный год
Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю
Индивидуально
В классе

Количество
часов в неделю

Обязательная часть
Русский язык и литература

Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(окружающий мир)
Искусство

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика

3
3
1
3

7

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

1

Музыка***
Изобразительное искусство***
Технология (труд)***

1
1
Технология
1
ИТОГО
11
3
Часть, учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающая область:
Ритмика
0,5
Адаптивная физическая культура
0,5
Развитие зрительного восприятия
1
Социально-бытовая ориентировка
0,5
Развитие коммуникативной деятельности
0,5
Пространственная ориентировка
1
Индивидуальные коррекционные занятия
1
5
ВСЕГО
Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном»
1***
«Юный эрудит»
1***
ИТОГО
2
ВСЕГО
16
5
***в классе-комплекте 3

3

2
1
14

0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
5
2
2
21

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в IV четверти текущего учебного года.
Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком на
2025/2026 учебный год.
Перечень предметов для проведения промежуточной аттестации
в 2025-2026 учебном году
Предметные области
Русский язык и
литература
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Технология

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
природа, общество)

Формы промежуточной
аттестации
Контрольное списывание
Тест
Тест
Тест

(человек,

Музыка
Изобразительное искусство
Технология (труд)

Тест
Тест
Практическая работа
Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».