Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 5-8 классов
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы №1
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану
по адаптированной образовательной программе
для 5-8 классов на 2024-2025 учебный год
(основное общее образование)
Учебный план по адаптированной образовательной программе на 2024-2025
учебный год разработан в соответствии с требованиями нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 - н «Об утверждении учебных
планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Учебный план для 5 - 8 классов (ФГОС) разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы для умственно отсталых (с нарушением
интеллекта) детей, составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии, и
включает общеобразовательные
предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с
нарушением интеллекта, тотальным недоразвитием психических функций с системным
недоразвитием речи лёгкой степени. На основании заключений ПМПК в учебный план
введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные коррекционные
занятия.
Количество классов-комплектов: всего – 1
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели в одну смену.
Начало учебных занятий – 08.30 ч.
Продолжительность учебного года: 33 учебных недели.
Продолжительность уроков: 40 минут.
Учебный план состоит из предметных областей и учебных предметов для 5-8
классов (ФГОС) который составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии. На основании заключений ПМПК
в
учебный план введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные
коррекционные занятия.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Для 5-8 классов в учебный план введены предметные области:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение, Речевая практика);
Математика (Математика, Информатика);
Естествознание (Мир природы и человека, природоведение, география);
Человек (основы социальной жизни)
Искусство (Музыка, Изобразительное искусство);
Физическая культура (Физическая культура);
Технология (Ручной труд, Профильный труд).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется в классе-комплекте (5-8)
Предметная область «Язык и речевая практика»
:Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Предмет Русский язык на уровне основного общего образования направлен на
различение звуков и букв, характеристику гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с
изученными орфограммами ; дифференциация и подбор слов различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов); составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак). Изучается в 5-8 классе по 4 часа в неделю.
Предмет Чтение формирует у детей обще-речевые навыки по развитию слухового
и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности и направлено на осознанное и правильное
чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного
текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий; выразительное чтение наизусть 5-8 коротких стихотворений.
Изучается по 4 часа в неделю.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике
неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях. Изучается 4 часа в неделю, 7-8 класс – 3 часа в
неделю.
Предметная область «Естествознание».
В 5-6 классах данная предметная область представлена учебным предметом
Природоведение, который проводится 1 час в неделю. Изучение направлено на
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение
изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые) и т.д.
Предмет География изучается в 6 классе 1 час в неделю совместно с классомкомплектом 6-8.Предмет направлен на формирование представлений об особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами
элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты;
определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи
масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и
объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение
географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Предметная область «Человек» представлена предметом Основы социальной
жизни и изучается в 5-8 классах по 1 часу в неделю.
Обучающиеся получают представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных
видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических
требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники
безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого.
В предметную область «Искусство» входят предметы: Изобразительное
искусство, Музыка.
Предмет Изобразительное искусство имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают,
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек. Изучается в 5 классе 2 часа.
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных
видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка. Благодаря развитию технических
средств, музыка стала одним из самых распространѐнных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Изучается в классекомплекте (5) 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура».
Предмет Физическая культура является составной частью всей системы работы с
умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением. Изучается в классе – комплекте (5-8) 3 часа в неделю.
Предметная область «Технология»
Профильный труд изучается в классе –комплекте (5-8) для 5 и 6 класса по 6часов
в неделю. Обучающиеся изучают названия некоторых материалов; изделий, которые из
них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об
основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов;
санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей
(на примере изучения швейной машины); представления о правилах безопасной работы с
инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы; владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т.
д.).Предусмотрена трудовая практика как промежуточная аттестация в ІV четверти
текущего учебного года в объёме 10 дней.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия для 5-8 классов по 2 часа в неделю.
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
формирование грамматического строя речи, связной речи, лексико-грамматического строя
речи; устранение недостатков письменной речи, развитие словарного запаса, развитие
фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза, формирование
анализа звукового состава слова, развитие лексико-грамматического строя речи,
формирование слоговой структуры слова, развитие смысловой стороны речи, развитие
навыков фонематического анализа и фонематического синтеза; обогащение словарного
запаса; коррекция звукопроизношения. Курс направлен на коррекцию нарушений
письменной речи: сравнение фонематически-сходных звуков, анализ структуры
предложения, звуко-слоговой структуры слова; развитие зрительно-пространственного
анализа и синтеза; дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Дефектологические занятия для 5-8 – по 2 часа в неделю
Занятия
носят
коррекционно-развивающую
и
предметную
направленность.Направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти,
мышления;
общее развитие познавательной деятельности, математических
представлений, общей осведомлённости; формирование пространственно-временных
представлений, обогащение активного и пассивного словаря, формирование счётных
операций, вычислительных навыков; развитие зрительно-моторной координации, мелкой
моторики и графомоторных навыков, речи; помощь в усвоении образовательной
программы.
Психокоррекционные занятия для 5-8 классов – 1 час в неделю.
В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия
с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы: занятия на развитие познавательной сферы
(познавательных и мыслительных процессов), уровня учебной мотивации, эмоциональноличностных особенностей и развитие эмоционально-волевых усилий;
занятияна
психомоторные и
сенсорные процессы; формирование произвольной регуляции
деятельности, пространственных представлений; функций программирования и контроля;
расширение общей осведомлённости; формирование позитивной самооценки,
уверенности в себе; развитие навыков саморегуляции и социальных навыков;
стимулирование познавательной активности и учебной мотивации; развитие умения
действовать по индивидуальной и фронтальной инструкции, слухоречевого внимания.
Внеурочная деятельность осуществляется с целью развития мелкой моторики и
социализации обучающихся через кружковую работу совместно с обучающимися по
основной общеобразовательной программе как начального, так и основного общего
образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Обязательная часть
Язык и
речевая Русский язык**
4**
практика
Чтение **
4**
Математика
и Математика**
3**
информатика
Математика ×××
1×××
Информатика***
1***
Естествознание
Природоведение×××
1×××
Биология***
1***
География××
1××
Человек и общество Мир истории××
1××
История Отечества××
1××
Основы социальной жизни**
1**
Искусство
Музыка×
1×
Рисование (изобразительное
2×
искусство×
Физическая
Адаптивная
физическая
2*
культура
культура*
Технологии
Профильный труд*
6*
1*
Итого
24
24
25
25
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия**
Дефектологические занятия**
Психокоррекционные занятия**
Итого коррекционные занятия
Внеурочная деятельность:
1.кружок «Работа с нитью»*
2. «Разговоры о важном»*
Итого:
Всего:
2**
2**
1**
5
5
5
5
33
33
1*
1*
2
32
32
× в классе-комплекте 4, 5
*в классе-комплекте 4, 5-8
**в классе-комплекте 5-8
***в классе-комплекте 7-8
××в классе-комплекте 6-8
×××в классе-комплекте 5-6
Не считать к финансированию: История Отечества, Музыка, Адаптивная физическая
культура.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 5-8 классах проводится в апреле – мае текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2024/2025 учебный год.
Перечень предметов для проведения
промежуточной аттестации в 2024-2025 учебном году
Общеобразовательные
области
Число учебных часов в неделю
5 класс
Чтение и развитие
речи
Чтение
Письмо и развитие
речи
Русский язык
Математика
Природоведение
Биология
География
История Отечества
Музыка и
пение(музыка)
Изобразительное
искусство
Физкультура
(физическая культура)
Профессиональнотрудовое обучение
Социально-бытовая
ориентировка
6 класс
7 класс
8 класс
Устное
собеседование
Устное
собеседование
к/работа
к/работа
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
зачёт
зачёт
Трудовая практика
10 дней
Зачёт