УП 5-8 АП вариант 8.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся 5-8 классов
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы №1
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану
по адаптированной образовательной программе
для 5-8 классов на 2024-2025 учебный год
(основное общее образование)
Учебный план по адаптированной образовательной программе на 2024-2025
учебный год разработан в соответствии с требованиями нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 - н «Об утверждении учебных
планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Учебный план для 5 - 8 классов (ФГОС) разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы для умственно отсталых (с нарушением
интеллекта) детей, составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии, и
включает общеобразовательные
предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с
нарушением интеллекта, тотальным недоразвитием психических функций с системным
недоразвитием речи лёгкой степени. На основании заключений ПМПК в учебный план
введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные коррекционные
занятия.
Количество классов-комплектов: всего – 1
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели в одну смену.
Начало учебных занятий – 08.30 ч.
Продолжительность учебного года: 33 учебных недели.
Продолжительность уроков: 40 минут.
Учебный план состоит из предметных областей и учебных предметов для 5-8
классов (ФГОС) который составлен с учётом рекомендаций, прописанных в заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии. На основании заключений ПМПК
в
учебный план введены специфические коррекционные предметы, а также обязательные
коррекционные занятия.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Для 5-8 классов в учебный план введены предметные области:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение, Речевая практика);
Математика (Математика, Информатика);
Естествознание (Мир природы и человека, природоведение, география);
Человек (основы социальной жизни)
Искусство (Музыка, Изобразительное искусство);
Физическая культура (Физическая культура);
Технология (Ручной труд, Профильный труд).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется в классе-комплекте (5-8)
Предметная область «Язык и речевая практика»
:Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Предмет Русский язык на уровне основного общего образования направлен на
различение звуков и букв, характеристику гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с
изученными орфограммами ; дифференциация и подбор слов различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов); составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак). Изучается в 5-8 классе по 4 часа в неделю.
Предмет Чтение формирует у детей обще-речевые навыки по развитию слухового
и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности и направлено на осознанное и правильное
чтение текста вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного
текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий; выразительное чтение наизусть 5-8 коротких стихотворений.
Изучается по 4 часа в неделю.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике
неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических
знаний в нестандартных ситуациях. Изучается 4 часа в неделю, 7-8 класс – 3 часа в
неделю.

Предметная область «Естествознание».
В 5-6 классах данная предметная область представлена учебным предметом
Природоведение, который проводится 1 час в неделю. Изучение направлено на
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение
изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые) и т.д.
Предмет География изучается в 6 классе 1 час в неделю совместно с классомкомплектом 6-8.Предмет направлен на формирование представлений об особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами
элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты;
определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи
масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и
объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение
географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Предметная область «Человек» представлена предметом Основы социальной
жизни и изучается в 5-8 классах по 1 часу в неделю.
Обучающиеся получают представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных
видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических
требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники
безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого.
В предметную область «Искусство» входят предметы: Изобразительное
искусство, Музыка.
Предмет Изобразительное искусство имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают,
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек. Изучается в 5 классе 2 часа.
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных
видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка. Благодаря развитию технических
средств, музыка стала одним из самых распространѐнных и доступных видов искусства,
сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Изучается в классекомплекте (5) 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура».
Предмет Физическая культура является составной частью всей системы работы с
умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением. Изучается в классе – комплекте (5-8) 3 часа в неделю.
Предметная область «Технология»
Профильный труд изучается в классе –комплекте (5-8) для 5 и 6 класса по 6часов
в неделю. Обучающиеся изучают названия некоторых материалов; изделий, которые из
них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об
основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов;

санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей
(на примере изучения швейной машины); представления о правилах безопасной работы с
инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы; владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т.
д.).Предусмотрена трудовая практика как промежуточная аттестация в ІV четверти
текущего учебного года в объёме 10 дней.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия для 5-8 классов по 2 часа в неделю.
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
формирование грамматического строя речи, связной речи, лексико-грамматического строя
речи; устранение недостатков письменной речи, развитие словарного запаса, развитие
фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза, формирование
анализа звукового состава слова, развитие лексико-грамматического строя речи,
формирование слоговой структуры слова, развитие смысловой стороны речи, развитие
навыков фонематического анализа и фонематического синтеза; обогащение словарного
запаса; коррекция звукопроизношения. Курс направлен на коррекцию нарушений
письменной речи: сравнение фонематически-сходных звуков, анализ структуры
предложения, звуко-слоговой структуры слова; развитие зрительно-пространственного
анализа и синтеза; дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Дефектологические занятия для 5-8 – по 2 часа в неделю
Занятия
носят
коррекционно-развивающую
и
предметную
направленность.Направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти,
мышления;
общее развитие познавательной деятельности, математических
представлений, общей осведомлённости; формирование пространственно-временных
представлений, обогащение активного и пассивного словаря, формирование счётных
операций, вычислительных навыков; развитие зрительно-моторной координации, мелкой
моторики и графомоторных навыков, речи; помощь в усвоении образовательной
программы.
Психокоррекционные занятия для 5-8 классов – 1 час в неделю.
В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия
с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы: занятия на развитие познавательной сферы
(познавательных и мыслительных процессов), уровня учебной мотивации, эмоциональноличностных особенностей и развитие эмоционально-волевых усилий;
занятияна
психомоторные и
сенсорные процессы; формирование произвольной регуляции
деятельности, пространственных представлений; функций программирования и контроля;
расширение общей осведомлённости; формирование позитивной самооценки,
уверенности в себе; развитие навыков саморегуляции и социальных навыков;
стимулирование познавательной активности и учебной мотивации; развитие умения
действовать по индивидуальной и фронтальной инструкции, слухоречевого внимания.
Внеурочная деятельность осуществляется с целью развития мелкой моторики и
социализации обучающихся через кружковую работу совместно с обучающимися по
основной общеобразовательной программе как начального, так и основного общего
образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Обязательная часть
Язык и
речевая Русский язык**
4**
практика
Чтение **
4**
Математика
и Математика**
3**
информатика
Математика ×××
1×××
Информатика***
1***
Естествознание
Природоведение×××
1×××
Биология***
1***
География××
1××
Человек и общество Мир истории××
1××
История Отечества××
1××
Основы социальной жизни**
1**
Искусство
Музыка×
1×
Рисование (изобразительное
2×
искусство×
Физическая
Адаптивная
физическая
2*
культура
культура*
Технологии
Профильный труд*
6*
1*
Итого
24
24
25
25
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия**
Дефектологические занятия**
Психокоррекционные занятия**
Итого коррекционные занятия
Внеурочная деятельность:
1.кружок «Работа с нитью»*
2. «Разговоры о важном»*
Итого:
Всего:

2**
2**
1**
5

5

5

5

33

33

1*
1*
2
32

32

× в классе-комплекте 4, 5
*в классе-комплекте 4, 5-8
**в классе-комплекте 5-8
***в классе-комплекте 7-8
××в классе-комплекте 6-8
×××в классе-комплекте 5-6
Не считать к финансированию: История Отечества, Музыка, Адаптивная физическая
культура.

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 5-8 классах проводится в апреле – мае текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2024/2025 учебный год.
Перечень предметов для проведения
промежуточной аттестации в 2024-2025 учебном году
Общеобразовательные
области

Число учебных часов в неделю
5 класс

Чтение и развитие
речи
Чтение
Письмо и развитие
речи
Русский язык
Математика
Природоведение
Биология
География
История Отечества
Музыка и
пение(музыка)
Изобразительное
искусство
Физкультура
(физическая культура)
Профессиональнотрудовое обучение
Социально-бытовая
ориентировка

6 класс

7 класс

8 класс

Устное
собеседование

Устное
собеседование

к/работа

к/работа
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

зачёт

зачёт
Трудовая практика
10 дней
Зачёт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».