Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащейся 2 класса
по адаптированной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы №1
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану
учащейся 2 класса с ОВЗ (вариант 4.2)
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
(с частичным посещением школы)
Учебный план для 2 класса разработан на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся (2 вариант) и базируется на основе следующих основных нормативных
документов:
Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план для слабовидящих обучающихся МБОУ Жемчужненская СШ №1
составлен на основе примерного учебного плана с учетом специфики Республики
Хакасия, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей
(законных представителей).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов, обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение,
окружающий мир (человек, природа, общество), математика, изобразительное искусство,
музыка, труд (технология), физическая культура.
Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение», корректируется в рамках предметной области «Филология» с
учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, включает:
внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких кружков, как
«Разговоры о важном» и «Орлята России»»;
коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой
направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и
профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
ритмику, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку,
пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые
являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения на ступени НОО).
Обучение осуществляется как индивидуально, так и в классе-комплекте (1 класс)
Совместное обучение осуществляется на предметах: музыка, изобразительное искусство,
технология.
Предметная область «Филология».
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» слабовидящие
обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры. У них будут формироваться первоначальные
представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самопознания; позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию.
Русский язык и родной язык станут средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения предмета у слабовидящих обучающихся будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному
языкам и способам решения новой языковой задачи. Обучающиеся овладеют
первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка, о нормах и
правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач. Слабовидящие обучающиеся овладеют навыком безнаклонного
письма. Изучается 3 часа в неделю.
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» у
слабовидящих обучающихся сформируются представления о мире, российской истории и
культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зля,
нравственности. Обучающиеся будут учиться осознанно воспринимать художественную
литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения.
Обучающиеся научатся составлять несложные монологические высказывания о
произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты с элементами рассуждения и описания. Слабовидящие
научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
В результате изучения учебного предмета у слабовидящих повысится уровень
речевого развития, они научатся использовать речь как средство компенсации нарушений
развития. Изучается 3 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика».
В результате изучения учебного предмета «Математика» слабовидящие
обучающиеся приобретут первоначальный опыт применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, использования
математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и
пространственных отношений. Обучающиеся овладеют умением выполнять устные и
письменные действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
Они овладеют умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие
алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками. Слабовидящие обучающиеся
овладевают пространственными представлениями, обеспечивающими освоение
математических понятий, умений производить чертежно-измерительные действия.
Обучающиеся приобретут навыки работы с раздаточным материалом, восприятия
сенсорных эталонов формы, величины и цвета, разовьют чувство ритма, координацию
движений, способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения
арифметических действий. Обучающиеся овладеют навыками ориентировки в
микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске).
Изучается 3 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа,
общество)»
слабовидящие
обучающиеся
получат
возможность
расширить,
систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Они освоят основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного
поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде. Обучающиеся овладеют компенсаторными умениями и
навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения; освоят
доступные способы изучения природы и общества, овладеют умениями и навыками
установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство» и изучается по 0,5 часа в неделю. Развивает способности
к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
В результате изучения учебного предмета «Музыка» у слабовидящих обучающихся
будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное
восприятие. У слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные
представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном
развитии человека. Обучающиеся овладеют основами музыкальной культуры (в том числе
на материале музыкальной культуры родного края), у них будет развиваться
художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Они научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению.
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» у
слабовидящих обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли
изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Обучающиеся овладеют основами художественной культуры (в том числе на материале
художественной культуры родного края), у них будет развиваться эстетическое
отношение к миру. Слабовидящие обучающиеся научатся понимать красоту как ценность.
Они овладеют элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах
художественной деятельности. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие,
внимание, память, зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве и
возможность творческого самовыражения.
Предметная область «Труд (технология)» представлена учебным предметом «Труд
(технология)» В результате изучения учебного предмета «Труд (технология)» у
слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные представления о
созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. У них будет
формироваться положительное отношение к труду и его значению в жизни человека.
Слабовидящие обучающиеся приобретут навыки самообслуживания, овладеют
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоят правила техники
безопасности. Предмет изучается по 1 часу в неделю.
Адаптивная физическая культура – 0,5 часа. Слабовидящие обучающиеся
овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими
преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут
развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения,
совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся
овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья, в
том числе охрану нарушенного зрения. У них будут совершенствоваться основные
физические качества, формироваться правильная осанка и походка. На занятиях АФК
будут способствовать коррекции навязчивых стереотипных движений. У обучающихся
будут формироваться навыки свободного безбоязненного передвижения в пространстве,
развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования
физического развития средствами физической культуры.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Ритмика – 0,5 часа Слабовидящие обучающиеся осознают значимость ритмичных
движений для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития. У них будет
развиваться чувство ритма, музыкально-ритмическая память, двигательная активность,
координация движений, двигательные умения и навыки как необходимое условия для
уверенного владения своим телом. У них будет формироваться понимание связи
движений с музыкой.
Развитие зрительного восприятия – 1 час. Слабовидящие обучающиеся
осознают значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Они научатся рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной
деятельности и повседневной жизни, научатся использовать полисенсорные способы
чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира.
Обучающиеся получат возможность узнать о роли зрения в жизни человека, освоить
приёмы его охраны. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его
механизмы и свойства (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность
и детальность, категоризация и др.).
Слабовидящие обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационнопознавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения
зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию,
соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних
признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет
развиваться зрительная работоспособность.
Социально-бытовая ориентировка – 0,5 часа. У слабовидящих обучающихся
будут формироваться первоначальные и адекватные представления о бытовой и
социальной сфере окружающей действительности. Обучающиеся овладеют знаниями о
личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах,
позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре
поведения в различных социально-бытовых ситуациях. У них будут развиваться
социально-бытовые умения и навыки, необходимые для полноценной самостоятельной
жизни. Обучающиеся получат сведения об окружающих их предметах, о
взаимоотношениях с людьми, которые помогут им сформировать собственную позицию в
жизни, расширят кругозор.
Пространственная ориентировка – 1 час. Слабовидящие обучающиеся овладеют
специальными знаниями, умениями и навыками самостоятельной ориентировки в
замкнутом и свободном пространстве. У них будут формироваться, обогащаться,
расширяться представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Они
научатся использовать сохранные анализаторы при ориентировке. У них будут
формироваться потребность в самостоятельной ориентировке. Обучающиеся овладеют
приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Развитие коммуникативной деятельности – 0,5 часа. Слабовидящие
обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего
развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств
общения. У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления
контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях;
формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные
средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет
развиваться межличностная система координат «слабовидящий – нормально видящий».
Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в
речи. У них сформируется положительная самооценка.
Индивидуальные коррекционные занятия – 1 час. Занятия направлены на
развитие познавательных процессов; формирование произвольной регуляции
деятельности, функций программирования и контроля; развитие временных и
пространственных представлений; стимулирование познавательной активности и учебной
мотивации, развитие слухоречевого внимания.
Внеурочная деятельность осуществляется по Учебному плану (начальное общее
образование). В целях социализации учащихся посещение внеурочной деятельности
совместно с учащимися начальной школы.
индивидуальный
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(с частичным посещением школы)
по адаптированной основной общеобразовательной программе
учащейся 2 класса с ОВЗ (вариант 4.2)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметные области
Русский язык и
литература
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий
мир
природа, общество)
(человек,
Количество
Кол-во часов
часов в неделю
в неделю в
Индиви- В классе предметной
области
дуально
3
3
1
3
7
1
1
3
Музыка*
Изобразительное искусство*
Труд (технология)*
1*
1*
Технология
1*
Итого:
11
3
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
0,5
Адаптивная физическая культура
0,5
Развитие зрительного восприятия
1
Социально-бытовая ориентировка
0,5
Развитие коммуникативной деятельности
0,5
Пространственная ориентировка
1
Индивидуальные коррекционные занятия
1
Итого
5
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном»
1*
«Умники и умницы»
1*
Итого
Всего
16
2
5
2
1
14
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
5
2
2
21
* со 2 классом
К финансированию не считать: Музыка, Изобразительное исскуство, Труд (технология)
и Внеурочна деятельность.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в IV четверти текущего учебного года.
Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком на
2024/2025 учебный год.
Предметные области
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Учебные предметы
Количество часов
2 класс
Обязательная часть
Контрольная работ а
Математика
Окружающий мир
Тест