Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащейся 7 класса
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы№1
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану
учащейся 7 класса
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
(с частичным посещением школы)
Учебный план для 6 класса (ФГОС, 1 вариант) разработан на основе
адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых (с
нарушением интеллекта) детей и базируется на основе следующих основных
нормативных документов:
Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 (Зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 г. № 35850);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Учебный план состоит из следующих предметных областей:
Обязательная часть:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение);
Математика (Математика);
Естествознание (Природоведение);
Человек и общество (Социально-бытовое ориентирование);
Искусство (Музыка);
Физическая культура (Физическая культура);
Технология (Профессионально-трудовое обучение);
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Обучение осуществляется как индивидуально, так и в классе-комплекте (6е
классы). Совместное обучение осуществляется на предметах: Основы социальной
жизни, Музыка, Изобразительное искусство, Физическая культура, Профильный
труд.
Предметная область«Язык и речевая практика».
Предмет Русский язык на уровне основного образования направлен на
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор
слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование
слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических
разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление
различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений,
различных по цели высказывания (с помощью учителя). Изучается по 4 часа в
неделю.
Предмет «Чтение» формирует правильное, осознанное чтение в темпе,
приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки); определение темы произведения (под руководством
учителя); ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения
своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; пересказ текста по
частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор
заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление
последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений,
объяснение их значения с помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7 9); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Изучается
по 4 часа в неделю.
Предметная область «Математика».
Предмет Математика, являясь одним из важных общеобразовательных
предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни
и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс
обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи —
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка,
а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль. Изучение предмета направлено на знание
числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в
пределах 100 000; знание таблицы сложения однозначных чисел; знание табличных
случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение
арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения,
алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие
случаи); знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков
(цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; знание названий,
обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины,
массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении
величин. Изучается по 4 часа в неделю.
Предметная область «Естествознание»
Предмет Природоведение направлен на узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных
объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к
определенным группам (осина – лиственное дерево леса); называние сходных
объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей
работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога .
Изучается по 2 часа в неделю.
Предмет География изучается в 6 классе 1 час в неделю в 7 классекомплекте. Предмет направлен на формирование представление об особенностях
природы,, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран. Владение приемами
элементарного чтения географической карты, декодирование условных знаков
карты, определение направлений на карте, определение расстояние на карте при
помощи масштаба, умение описывать географический объект по карте, а также
развивать умение адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Человек и общество»
Предмет Основы социальной жизни
На данных уроках обучающийся получит представления о разных группах
продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к
различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о
санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение
требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных
видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных
правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под
руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их
назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий
торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных
товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях
семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и
соблюдение правил поведения в общественных местах. Предмет изучается в 7
классе-комплекте по 1 часу в неделю.
Предметная область «Искусство»
Предмет Музыка занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм
учебно-воспитательной
работы
музыка
является
одним
из
наиболее
привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребѐнка. Благодаря
развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространѐнных и
доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его
жизни. Изучается по 1 часу в неделю в классе-комплекте 4-8
Предметная область «Физическая культура»
Предмет Физическая культура является составной частью всей системы
работы с умственно отсталыми учащимися. Направлен на усвоение знаний о
физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья; демонстрацию правильной осанки; видов
стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на
контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в
движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений
для укрепления мышечного корсета; понимание влияния физических упражнений на
физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование
занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
демонстрацию жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег,
прыжки, лазанье); определение индивидуальных показателей физического развития
(длина и масса тела) (под руководством учителя); выполнение технических действий
из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности
Изучается 3 часа в неделю. (Обучение осуществляется в классе-комплекте 4-8)
Предметная область «Технология»
Предмет Профильное обучение в основной школе направлен на знание
названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах
используемых материалов; знание правил хранения материалов; санитарногигиенических требований при работе с производственными материалами; отбор ( с
помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных
частей (на примере изучения любой современной машины: швейной машины);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; владение базовыми
умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных
технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.).Изучается 6
часов в неделю. (Обучение осуществляется в классе-комплекте 5-8)
Коррекционно-развивающая работа включает в себя курсы:
Логопедические занятия–2 часа На логопедических занятиях работа
проводится в следующих направлениях: исправление дефектов звукопроизношения;
развитие фонематического слуха; формирование слоговой структуры слова; развитие
лексико-грамматического строя речи; развитие смысловой стороны речи, связной
речи, соответствующей уровню интеллектуального развития; развитие навыков
фонематического анализа и фонематического синтеза.
Дефектологические занятия - 2 часа. Направлены наразвитие
познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; развитие временных,
пространственных представлений; расширение общей осведомлённости, обогащение
активного и пассивного словаря; развитие связной речи, мелкой моторики и
графомоторных навыков; развитие счётных операций, вычислительных навыков;
помощь в усвоении образовательной программы
Психокоррекционные занятия–1 час
Занятия направлены на развитие познавательных процессов; формирование
произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля;
развитие временных и пространственных представлений; расширение общей
осведомлённости; стимулирование познавательной активности и учебной
мотивации; развитие умения действовать по индивидуальной и фронтальной
инструкции; развитие слухоречевого внимания; гармонизация психоэмоционального
состояния, развитие коммуникативных навыков.
Внеурочная деятельность осуществляется по Плану внеурочной деятельности
(основное общее образование).
В целях социализации учащихся посещение
внеурочной деятельности совместно с учащимися основной школы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(с частичным посещением школы)
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающейся 7класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметные области
Классы
Учебные предметы
Количество
часов в
неделю
индив
в
идуал классе
ьно
Количество
часов в
неделю в
предметной
области
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2.
Математика
и
информатика
3. Естествознание
4.Человек и общество
5.Физическая культура
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
2.1.Математика
2.2. Информатика**
3.1.Биология**
4.1.Основы социальной жизни**
4.2.История Отечества**
4.3.География**
5.1.
Адаптивная физическая
культура*
6.1. Профильный труд*
4
4
3
8
4
1**
1**
1**
1**
1**
2*
1
3
2
6. Технологии
6*
Итого
11
13
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
2
6
24
Дефектологические занятия
Психокоррекционные занятия
Всего
Внеурочная деятельность: Кружок «Работа с нитью»*
«Разговоры о важном»*
Итого
Всего
2
1
5
2
2
1
5
16
1 **
1**
2
15
*в классе-комплекте 4, 5-8
**в классе-комплекте 7
К финансированию не считать: Адаптивная физкультура, Профильный труд и
Внеурочная деятельность
Промежуточная аттестация
2
2
31
Промежуточная аттестация в 7 классе проводится в апреле – мае текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2024/2025 учебный год.
Перечень предметов для проведения промежуточной аттестации
в 2024-2025 учебном году
Предметные области
Учебные предметы
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
2.1.Математика
3.1.Природоведение
3.2. География
3.3. Биология
4.1.Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
5.1. Физическая культура
6.1. Профильный труд
4.Человек и общество
5.Физическая культура
6. Технологии
Формы промежуточной
аттестации
Устное собеседование
Тестирование