Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жемчужненская средняя школа № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
Жемчужненская СШ №1
______________Е.С. Докучаева
Приказ от 25.06.2024 г. №128-о
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для учащейся 8 класса
по адаптированной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Жемчужненской
средней школы №1
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану
учащейся 8 класса
МБОУ Жемчужненской СШ № 1
Учебный план для учащейся 8 класса разработан на основе адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития и базируется на основе следующих основных
нормативных документов:
− Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 №16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
5.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
В учебном плане представлены десять предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающегося с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она
обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные
предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном
этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации,
2
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для
обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
− увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
− введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников
образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
− другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими
требованиями.
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется в рамках
внеурочной деятельности. Она представлена коррекционными курсами логопедической и
психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в
психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и
социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционных курсов, их количественное соотношение определяется
Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия могут
проводиться в индивидуальной и/или групповой форме.
Внеурочная деятельность, реализующаяся не в рамках коррекционно-развивающей
области.
В целях социализации учащейся посещение внеурочной деятельности
совместно с учащимися основной школы.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена двумя
предметами: русский язык и литература.
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать
тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о
ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни. Изучается 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Литература» направлен на получение обучающимися с ЗПР
знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение
общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений,
выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на
образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом
внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и
литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и
интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и
этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и
3
представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную
культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках
литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в
области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой
сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями и принятыми правилами и нормами. Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Английский язык».
Изучение английского языка направлено на формирование коммуникативной
культуры обучающихся, осознание роли английского языка как инструмента
межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому
развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию
чувств и эмоций. Для обучающегося с ЗПР владение английским языком открывает
дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной
деятельности, интеграции в обществе. В результате изучения курса иностранного языка у
обучающегося с ЗПР формируются начальные навыки общения на иностранном языке,
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека в поликультурном мире. Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика».
Учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия» способствуют развитию
вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться
алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной
жизни обучающихся с ЗПР. Учебные предметы развивают мышление, пространственное
воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах.
Обучение алгебре и геометрии даёт возможность развивать у обучающихся с ЗПР
точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного
их представления. Алгебра изучается 2 часа в неделю. Геометрия изучается 1 час в
неделю.
Учебный предмет «Вероятность и статистика» развивает мышление,
пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах. Изучается
1 час в неделю.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
учебными предметами «История», «Обществознание», «География».
Учебный предмет «История» способствует формированию систематизированных
знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР
при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Предмет способствует формированию сферы жизненной компетенции обучающихся с
ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и
традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм
ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Расширение
исторических знаний обучающихся с ЗПР сочетается с воспитанием ценностных
ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться своей Родиной,
проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, истории и традициям народов других государств. Изучается 1
час в неделю.
4
Учебный
предмет
«Обществознание»
обеспечивает
формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений. Изучается 1 час в неделю.
Учебный предмет «География» обеспечивает формирование картографической
грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное
мировоззрение,
освоение
общенаучных
методов
(наблюдение,
измерение,
моделирование).
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и
социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной
компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной
научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об
отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении
разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на
прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета обучающимися с
ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской
идентичности личности. Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Изучается 0,5 часа
в неделю.
Учебный предмет «Музыка» способствует эстетическому и духовнонравственному воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно
выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом,
коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение,
ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую
через художественные образы. Изучается 0,5 часа в неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом
«Технология».
Целью освоения учебного предмета «Технология» обучающимися с задержкой
психического развития является формирование самостоятельности, расширение сферы
жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые помогут в
дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой
деятельности. Изучается 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Адаптивная физическая
культура».
Цель реализации программы по предмету «Адаптивная физическая культура» –
обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым уровнем подготовки в
области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности
5
обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма,
необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся. Изучается 1 час в
неделю.
Коррекционно-развивающая область учебного плана представлена курсами:
«Психокоррекционные занятия (психологические)» и «Психокоррекционные занятия
(дефектологические)»
Программа курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и социальных
компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Цель курса – развитие и
коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной
сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Изучается 1,5 часа в
неделю.
Цель курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» –
преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция
и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование
умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения
программного материала. В процессе коррекционно-развивающих занятий
у
обучающегося с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические
действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются
метапредметные
способы
учебно-познавательной
деятельности,
развиваются
общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного
материала. Изучается 1,5 часа в неделю.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающихся с ЗПР подросткового возраста с учетом их особых образовательных
потребностей и намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная
организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся с ЗПР, их особые
образовательные потребности, интересы. К выбору направлений внеурочной деятельности
и их организации привлекаются родители как законные участники образовательных
отношений.
Выбор форм организации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР
подчиняется следующим требованиям:
▪ преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося с ЗПР в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
▪ учет специфики познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с
ЗПР, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;
▪ использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формы организации внеурочной деятельности: факультативы, художественные и
музыкальные студии, соревновательные мероприятия, спортивные секции, экскурсии,
общественно полезные практики и др.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
обучающихся с ЗПР в части создания условий для развития их творческих интересов,
расширения опыта социализации.
6
Социальное направление реализуется через кружок “Россия – мои горизонты”, 1
час в неделю. Цель – профессиональное ориентирование. Задачи программы - развивать
творческое мышление; формировать универсальные способы мыследеятельности,
мышления, внимания, воображения, логики; развивать навыки групповой работы;
воспитывать целеустремленность, самообладание, бережное отношение ко времени.
Направление
“Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности” реализуется через еженедельный
классный час “Разговоры о важном” - 1 час в неделю. Цель программы - создание
условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения,
совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности,
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34
недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут.
7
индивидуальный
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по адаптированной программе
учащейся 8 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Жемчужненская средняя школа №1 на 2024-2025 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык и
литература
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранные языки
Английский язык
Математика и
информатика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Химия
Физика
Музыка
Труд (технология)
Адаптивная физическая культура
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Количество
часов в неделю
Кол-во
часов в
неделю в
Индив- В классе предметной
области
но
2
3
1*
1*
1
2
Основы безопасности
жизнедеятельности
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
1*
0,5*
1*
1*
5
3
3
1
1
1,5
0,5*
Итого
4
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область
Психокоррекционные занятия (психологические)
1,5
Психокоррекционные занятия (дефектологические)
1,5
Итого
3
Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном»
«Россия – мои горизонты»
Итого
Всего
7
К финансированию
* в 8 классе-комплекте (с другим индивидуальником)
+ в 8 классе (норма)
К финансированию не считается: Внеурочная деятельность.
8
14
18
1,5
1,5
3
1+
1+
2
16
2
2
23
21
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 8 классе проводится в IV четверти текущего
учебного года. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным
графиком на 2024/2025 учебный год.
Предмет
8
ВПР
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
ВПР
Тест
Проектная работа
9